Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы

Современное общество – общество потребления, в котором на перовом месте стоят интересы покупателей. Поэтому в текущих условиях рынка компаниям необходимо ориентироваться на потребности потребителей, а не на свои интересы. Для описания сложившейся рыночной ситуации существует специальный, часто используемый в профессиональной литературе, термин «consumerdrivenmarket» – рынок, драйвером которого является потребитель. Работа на таком рынке подразумевает максимальное удовлетворение запросов и потребностей покупателей, которое невозможно без обеспечения достойного качества производимой продукции и предлагаемых услуг. Немаловажным также является ценовой фактор, то есть стоимость товаров/услуг, напрямую зависящая от возникающих в процессе производства и реализации издержек, снижение которых возможно только при использовании различных логистических методов на протяжении всего цикла движения товаров/услуг.
Становление логистики
Зарождение логистики в России уходит в далёкое прошлое. На первых этапах становления наука применялась в военной сфере, позднее перейдя в экономическую сферу. Так, истории известен факт, согласно которому военный теоретик Жомини написал книгу по логистике. Впоследствии её изучал сам Александр II. В те времена под логистикой понималась тактика управления войсками в разрезе дислокации военных подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания. Во времена СССР, в начале II Мировой войны был реализован грандиозный логистический проект по демонтажу и переносу огромного числа предприятий вглубь страны. К сожалению, развитие логистики в стране до 90-ых годов шло медленно. Логистическая деятельность (например, сбыт и транспортная логистика в России) долгое время недооценивались, а сфера производства всегда была на шаг впереди сферы обращения товаров. Результатом этого являлись медленная доставка товаров до пункта назначения и низкое качество обслуживания потребителей. Необходимость в применении методов логистики появилась в переходный период. Но в то время помимо недооценки важности самой логистики существовали и другие тормозящие её развитие факторы, в числе которых: экономическая и социальная нестабильность; неудовлетворительная отраслевая инфраструктура (необорудованные склады, плохие дороги). Тем не менее, определённые предпосылки к становлению логистики всё-таки имелись. В ВУЗах на экономических факультетах преподавались дисциплины, связанные с логистикой, осуществлялись научно-технические разработки, в том числе в области управления транспортировкой товаров. Однако не было понимания важности и необходимости повсеместного внедрения логистической практики. Возможно, именно поэтому для большей части российских предпринимателей, управленцев и инженерно-технических работников её идеи являются принципиально новыми даже сегодня. Безусловно, в наши дни многие осознали, что без использования логистики прибыльным бизнес быть не может. Поэтому бизнесменов всё чаще интересуют принципы логистики, в ВУЗах начали готовить специалистов в данной области, а компании всё чаще нуждаются в кадрах с логистическим образованием. Создаются даже специальные компании, оказывающие логистические услуги, объём которых неуклонно растёт. И хотя недавний мировой экономический кризис приостановил развитие логистики в России, серьёзные логистические компании остались на плаву. В данный момент ситуация стабилизируется. Увеличивается объём логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг, который, как ожидается, будет в дальнейшем только возрастать.

Трудности развития логистики

Очевидно, что в нашей стране логистика развивается не столь быстрыми темпами, как в Европе или США. Если не углубляться в подробности экономического анализа, можно выделить трудности, усугубляющие вышеупомянутые проблемы логистики в России и оказывающие влияние на её успешное и динамичное развитие: нестабильная общеэкономическая ситуация; социальная напряжённость определённых слоёв общества; отставание экономики страны от общемировой; отставание инфраструктуры и транспорта (неудовлетворительное состояние дорог); низкий уровень развития технологической, а также производственно-технической баз; недооценка структуры обращения; недостаточный уровень развития промышленности по производству упаковки, тары и т.п. Вышеупомянутые трудности – это лишь частные случаи, главным тормозом выступает отсутствие таких бизнес-проектов, в которых было бы чётко прописано распределение функций каждого подразделения компании. Отсутствие чёткого разграничения должностных обязанностей приводит к тому, что один человек может выполнять разные виды работ, что может вылиться, например, в сговор снабженцев с поставщиками и их контрагента – заказчика.

Светлое будущее или закат развития?

В будущем уровень конкуренции и рыночная активность будут возрастать, а запросы клиентов станут более высокими. Как следствие, предприятиям придётся искать новые способы снижения затрат. Осознавая огромный вклад логистики в повышение рентабельности бизнеса, владельцам компаний всё чаще придётся обращаться специалистам в области логистики. Это свидетельствует о наличии хороших перспектив логистики в России. Кроме того, для успешного развития логистики в стране есть определённые предпосылки: технологические; научно-теоретические. Первые имеют отношение к развитию и внедрению систем управления материальными потоками. Речь идёт о появлении внутрипроизводственных систем и систем автоматизирования процессов. Раньше такими системами были Госснаб, Госстрой, Госкомнефтепродукт, Госагропром, но в начале 90-ых их упразднили. Вторая группа предпосылок связана с подготовкой специалистов-логистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *